Нам говорят, что Крым — это сложный клубок проблем, где сплелись 120 национальностей. На самом же деле на земле древней Тавриды есть только одна национальность — курортник! Курортником является не тот, кто приезжает на отдых, а тот, кто живет за счет отдыхающих. Об этом нам рассказал мэр Ялты, который номинирован в общенациональной программе «Человек года-2007» на звание «Городской голова года».
Второй Чечни не бывать!
— Сергей Борисович, как вам работается в эпоху межэтнических проблем с татарами?
— Будучи хорошо знакомым с лидером меджлиса Мустафой Джемилевым, могу четко сказать: проблема взаимоотношений с крымскотатарским населением во многом искусственна. Никаких межэтнических проблем у нас нет. Есть проблемы бытовые. Если не решаются вторые, тогда возникают первые. Сегодня в нашем городе насчитывается около 2,5 тысячи крымских татар. Примерно 15 процентов сотрудников нашего горисполкома — представители этой национальности. Никто не заставляет их проживать компактно, на одной территории. У нас уже есть смешанные браки. И я порой не могу отличить татарина от русского или украинца. Для Ялты этот вопрос вообще не актуален. Другое дело, что проблема репатриации до сих пор не решена. В результате многие татары не получили обещанных земельных участков, не смогли решить жилищные проблемы. По-моему, этим целесообразнее заниматься на уровне всего постсоветского пространства. Разве Украина виновна в депортации татар?
— А как насчет госпланов по украинизации Крыма?
— Наши дети и сегодня учатся в русскоязычных школах. И надо понимать, что это — основной язык курорта. Туристы, приезжающие к нам, не всегда знают украинский. Да и мы сами говорим и думаем на «великом и могучем» языке. На нем построена наша культура, литература. Так почему мы должны от него так быстро отказаться? Все-таки мы — автономия. Быть может, через 5—8 лет таких проблем, как сегодня, у нас уже не будет. Но делать резкие движения в сторону «державної мови» я бы не рисковал. Переучивать людей моего поколения нереально. Разумеется, наши дети должны учить язык той страны, в которой они живут. Учить не насильно, а добровольно. У меня самого чадо собирается поступать в вуз, где преподавание ведется на украинском. Но мы продолжаем традиционно общаться на русском. Не стоит из-за этого делать свою жизнь дискомфортной.
— Хотите сказать, что Крым — это немножко другая Украина?
— А что Закарпатье, Центр и Восток — это абсолютно одинаковые части страны? Разве это плохо, что на разных территориях — разные менталитеты, разные языки. Все равно мы — одна страна. Стремиться нужно к единению, даже несмотря на разную культуру в приготовлении пищи. А все эти «территориальные» обострения ни к чему не приведут. Разделы никогда не проходят безболезненно. Посмотрите на ту же Канаду или Швейцарию. Там тоже есть национальные проблемы, но не настолько острые, как у нас. Лучше их не допускать, нежели искусственно раздувать.
— Но вы же не станете отрицать, что ваша территория является геополитической с точки зрения интересов Украины, России и Турции. Где гарантия, что Крым не станет второй Чечней?
— Такие выражения проскакивали лет пять назад. Но ничего такого у нас нет и не будет. Крым — курортный регион. И русские, и татары прекрасно понимают, чем чреваты «военные темы». Повторяю: межнациональных проблем у нас нет. Есть только одна национальность — курортник! Главное для него — спокойствие и только спокойствие. Многие до сих пор хорошо помнят печальный 1996 год, когда мы летом потеряли туристов, а зимой нечего было кушать. Слава Богу, сегодня основная часть нашего населения более или менее сыта. Ялта стала одним из лучших городов страны. Наш город у многих на слуху. Причем не только летом, но и зимой. Курортный сезон завершился просто великолепно: отдыхающих в 2007 году оказалось на 16 процентов, больше, чем в 2006-м. Дай Боже, чтобы и последующие годы были такими же.
— Вам помогла отличная погода?
— Да, это один из факторов, который влияет на курортную ситуацию. А вот внутриполитические события на нас никак не отразились. Мы сами вначале боялись, что неразбериха в стране может отпугнуть туристов. К счастью, разборки в Киеве курортам Крыма не страшны.
«От россиян отказываться грех»
— Правда ли, что своими финансовыми успехами Ялта прежде всего обязана щедрости туристов из братской России?
— Ежегодно у нас отдыхает 20 процентов российских туристов, 70— украинских и 10 процентов — зарубежных. К сожалению, число туристов из дальнего зарубежья растет медленно. А вот «украинско-российская» цифра остается примерно той же. Думаю, что от россиян отказываться грех. Наоборот, их нужно к себе затягивать как можно больше. Вы же посмотрите: сегодня Россия (да и Украина тоже) облюбовала далекую заграницу. Таиланд, Египет, Арабские Эмираты — везде наши туристы. Но в отличие от тех курортов, Ялта — курорт лечебный. И сейчас нужно уделять большое внимание именно этому направлению. Стоимость специальных медицинских услуг у нас гораздо ниже, чем в Европе. Мы имеем достаточно хорошие базы для отдыхающих. Наши трех- и четырехзвездочные отели не уступают европейским. Число туристов растет и в межсезонье. Наверное, это связано с тем, что украинцы уже способны ездить в отпуск не один раз в год: многие приезжают на Южный берег Крыма даже в выходные. И в зимний период наши отели заполнены на 60—70 процентов.
— Как это отражается на местном бюджете?
— Дай Боже нам заработать не меньше, чем в прошлом году. Впервые мы вместо дефицита получили профицит, который составил около 9 процентов. От прошлого года на основном счете городской казны осталось еще 12 миллионов гривен. Тогда как в 2006-м мы с протянутой рукой шли в госказначейство, выпрашивая кредиты для погашения долгов по зарплате.
— Чем сегодняшняя Ялта отличается от советской?
— Сегодня 20 процентов санаториев и баз — либо новые, либо реконструированные с учетом новых условий. Если говорить о системе туризма, то разница, безусловно, коренная. До развала Союза никто из руководителей гостиниц не думал о том, как заполнить свой объект: номера заполнялись «на все сто» благодаря профсоюзным путевкам. Главная задача была иная — принять, обслужить и отправить клиента. Естественно, сегодня психология меняется: сначала туриста нужно заманить, заключить договоры с туроператорами, участвовать в рекламных кампаниях, подтягиваться до уровня европейских и мировых курортов. Сегодня мы стоим на этапе коренного перелома. Раньше бывало так, что горничная заходила в номер санатория и выгоняла туристов на пляж: мол, не мешайте делать уборку. А сейчас никто себе такого уже не позволит. Все понимают: клиент есть клиент. Он дает тебе деньги, чтобы ты мог жить целый год. Со сменой психологии горожан происходит и смена облика самого города. Мы уже отреставрировали набережную. В идеальный порядок нужно привести весь город. Этим наши службы и занимаются.
— Что же это получается: вы стараетесь, порядок наводите, а тем временем наши соотечественники предпочитают ездить не в Крым, а в Турцию...
— И это нормально. Испанцы отдыхают в Италии, итальянцы — в Греции, британцы — в Италии и Испании. Никто не должен замыкаться на каком-то одном курорте. Не в советские времена живем. Наши граждане начали зарабатывать столько, что могут поехать на зарубежный курорт. Но они все равно будут возвращаться сюда. По уровню обслуживания мы уже турок догоняем. Я сам бывал в их стране. И могу подтвердить: нельзя сказать, что там такой шикарный сервис. Все-таки Турция это не Европа — не Лондон, не Париж. Турецкие курорты страдают отсутствием утонченного сервиса. И мы страдаем тем же. Но у нас в отличие от турок есть свой язык, свой менталитет, свои продукты питания. Мы рядом. Так что своего туриста Ялта никому не уступит. Конечно, хочется и европейцев привлечь. Но их не устраивает столь сложная транспортная схема: сначала нужно полететь в Киев, потом пересаживаться в некомфортном бориспольском аэропорту, затем добираться до базы размещения. Пока не будет прямых рейсов на Симферополь, не будет нормального сервиса, иностранцы к нам не поедут.
Полчища татар, танков и... шелкопрядов?
— Сколько нужно денег, чтобы у вас передохнуть?
— Разброс по ценам достаточно большой. Можно заплатить и 20 долларов в сутки за одного человека, если вы не претендуете на комфортные условия. Средняя цена — 50—60 долларов в день. Это уже с трехразовым питанием. Есть отели уровня «пять звезд», где стоимость доходит до 600—800 долларов в сутки. Это, безусловно, дорого. Но, как ни странно, именно этот «номерной» фонд пользуется спросом. В летний период вы можете найти простой номер, но не найдете люксовские апартаменты: они бронируются заранее. Примерно 20 миллионов туристов — это люди, которые ежедневно тратят на себя более тысячи долларов.
— Ого! Даже трудно представить, какой «золотой дождь» льется мимо бюджетного котелка...
— Уровень жизни в Ялте — далеко не на последнем месте. Нельзя его сравнивать со степными районами Крыма. В 2006 году наши горожане купили автомобили на сумму в 180 миллионов гривен, в 2007-м — уже на 330 миллионов! Теперь берем среднюю зарплату по Ялте: у бюджетников — 1100 гривен, у транспортников — 800, у работников торговли — 700, в общепите — 600. Когда начинаем проверять, к примеру, точки общепита, то видим, что там работают на полставки. Естественно, основной оборот — теневой. Одним жестким контролем эту проблему не решить. Надо разобраться со всей системой налогообложения. Крупные фирмы должны платить налог на добавочную стоимость, а не прикрываться единым налогом. Одно дело, когда 200 гривен в месяц оплачивает точка, где оказывают услуги по ксерокопированию, другое дело — ресторан. Сегодня крупные объекты торговли «разбивают» свои магазины по отделам, гостиницы — по номерам, чтобы «выйти» на единый налог. И так работает вся Ялта. Более того, 50 процентов всех собранных налогов уходит в государственный бюджет. Мы не получаем ни копейки на развитие систем газификации, канализации, энергетики, водоснабжения. И при этом говорим, что наш курорт должен быть нормальный.
— Можете сказать, кому выгодна искусственная дестабилизация в Крыму?
— Конкурентам, организовывающим против нас всевозможные пиар-кампании. За последние 15 лет было немало сообщений о «страшных пятнах нефти», «дизентерии» в реках и «холере» в море. Естественно, без «войны с татарами» тоже не обошлось. Эти слухи запускали в апреле—мае, то есть перед началом курортного сезона. Бывало, звонят из России: мол, ехать в Крым уже можно? Оказывается, на Крымском перевале «засекли» какую-то танкетку и сообщили, что началась «танковая война». На «майские дни депортации» на улицы специально выводили несколько десятков людей с плакатами. Их снимали с разных ракурсов, создавая иллюзию «крымской угрозы». Лет пять назад туристов пытались запугать «эпидемией шелкопряда». Говорили, что его укус... крайне ядовитый! На самом же деле шелкопряд — это всего лишь маленькая гусеница. Она способна кусать только листья шелковицы. Сегодня уже говорят, что, дескать, керченская нефть со дна морского поднимается. Вы когда-нибудь слышали, что-то подобное о других курортах, к примеру, о Батуми? И не услышите. У Батуми нет таких конкурентов, как у нас. Чем больше у нас появляется туристов, тем чаще Крым попадает на острие пера...
Информация: cn.com.ua Беседовал: Валентин Ковальский
Комментариев нет:
Отправить комментарий